|
С первым годом третьего
тысячелетия наступила ещё одна знаменательная дата, - десятилетие
свободного, плавания Абхазии в океане мировой политики. Именно столько
лет прошло с тех пор, как с политической карты Земли исчезла надпись
"СССР".
Всё это время, несмотря на политическое и силовое давление, оказываемое
на Абхазию с разных сторон, её фактическая свобода не подвергается
сомнению. Она обеспечивается единодушием народа в его стремлении к
свободе, и его готовностью до конца сражаться за неё с оружием в руках.
Значительно хуже обстоит дело, с политической составляющей обеспечения
её свободы. Вот об этом мы и поговорим сегодня.
*****
Как известно, для достижения политических целей, основным оружием
политиков является слово, т. е. - аргументы и доводы. Оба этих определения
имеют качественный критерий оценки, - "слабый - сильный".
Их качеством, и определяется уровень профессионализма тех, кто по
роду своей деятельности пользуется ими как рабочим инструментом. Речь
идёт о политиках.
К сожалению, отсутствие результатов во внешней политике Абхазии, предопределившее
сегодняшнее положение страны - изоляцию от внешнего мира и отстранение
от общемирового процесса развития, во многом объясняются слабостью
аргументов используемых её политиками.
Но, что явилось причиной столь явного дисбаланса - полного успеха
в силовой сфере и абсолютно провального в политической? Почему, Абхазия,
уже восемь лет являясь фактически свободной, обладая всеми необходимыми
государственными институтами и атрибутами власти, не может добиться
международного признания своего суверенитета? Это ещё один вопрос,
который нельзя и далее оставлять без ответа, и на который мы попытаемся
найти ответ сегодня.
*****
На мой взгляд, последнее десятилетие, существование Абхазии, как территориально
- государственного образования, обеспечивалось в силу целого ряда
благоприятных стечении обстоятельств, а так же геополитическими факторами
регионального и глобального уровней.
Причиной номер один предопределившей кроме всего прочего, так же и
российский военно-политический протекционизм Абхазии, является то,
что она расположена в геополитически жизненно важной для России зоне.
Второе, - истерично-иррациональная и недальновидная антироссийская
политика проводимая сегодняшним военно-политическим противником Абхазии
- правящим в Грузии режимом Шеварднадзе.
Третье, - вполне обоснованное опасение России, что в случае её полного
ухода, из Абхазии, военные базы находящиеся на её территории попадут
в пользование НАТО.
Четвёртое, - близость этих баз к российским границам, а также, к единственному
субтропическому курорту России - городу Сочи, к слову сказать, несущего
колоссальные убытки по причине нестабильности в приграничной Абхазии.
Перечисленные причины столь весомы, что не позволяют России игнорировать
их, и, политика проводимая ею в этом регионе абсолютно адекватна,
и, диктуется необходимостью обеспечения её собственной безопасности.
И, наконец последняя, но, самая важная причина, это - ставший уже
легендой героизм абхазского народа, и его единодушие в стремлений
к независимости.
*****
Жажда свободы и способность защитить её, являются весомыми аргументами
при попытке создания нового государства. Но, одних их, далеко недостаточно.
Они должны быть поддержаны активной политикой опирающейся на убедительные
аргументы и доводы. Политика эта должна отличаться гибкостью, чутко
реагирующей на любые изменения в международной политической жизни.
Международное сообщество начинает всерьёз относиться к стремлению
за независимость только тогда, когда национальные лидеры убедительны
при демонстрации самодостаточности территориальной единицы, и умеют
убедительно доказывать свою способность создать жизнеспособное государство.
Чтоб убедить мировое сообщество в праве Абхазии на суверенитет, её
политикам надо постоянно, - изо дня в день, подтверждать свою политическую
состоятельность, проводя политическую компанию, с максимальной концентрацией
аргументов и доводов. И, чтоб добиться политической победы, аргументы
наших политиков, в большинстве случаев, должны быть весомее и убедительнее
доводов противника. Им нужно быть столь убедительными, чтоб ставить
оппонентов и посредников в условия, когда они не смогут не признавать
нашу правоту.
*****
Фортуна пока ещё улыбается Абхазии. Видимо, Бог всё же на её стороне
правды, и поэтому оберегает ёё.
Столь кризисный период её истории совпал со временем, когда международно-правовые
отношения претерпевают фундаментальные изменения, обретая новые формы,
меняя даже свои базисные ценности. Но, время это, можно так же назвать
и временем неопределённости и всемирной смуты. В такой ситуации, особую
значимость обретают оригинальность мышления, уровень информированности,
и, способность быстро находить нестандартные решения в нештатных ситуациях.
Без этих качеств, топтание на месте гарантировано. Столь категоричное
утверждение основывается на моём глубоком убеждении в том, что качество
политики демонстрируемое руководителями Абхазии, и их невнятные аргументы,
никогда не приведут к желаемой цели.
Понятно, что они действуют, как умеют. Как говориться - выше головы
не прыгнешь. Но, народу Абхазии от этого не легче. Ему нужны не аргументы,
оправдывающие отсутствие результата, а сам результат.
С тех пор, как восемь лет назад, наши политики, озвучили стратегическую
цель - выход из состава Грузии, и создание суверенного государства
- Республику Абхазия, они ни на шаг не продвинулись к ней. Все эти
годы, демонстрируя свою абсолютную беспомощность, они в растерянности
топчутся на месте. Но, вместе с ними, в этой чрезмерно затянувшейся
стадии ожидания находиться и весь народ Абхазии. Но, как долго это
может длиться? У всего на свете есть конец. Когда нибудь и эта статичная
ситуация примет динамичный характер. Вопрос только какой, и как завершиться?
Восьмилетняя бесплодность убедительно доказывает необходимость смены
тактики, и, не исключено, что требует корректировки и сама стратегия.
Но, это должны уже делать другие люди, мыслящие более масштабными
категориями, т. к. нынешние политики, более чем убедительно, доказали
свою неспособность изменить ситуацию.
В своих редких и робких попытках убедить мировое сообщество признать
суверенитет Абхазии, наши политики, в силу всем понятных причин, никогда
не выходили за рамки исторических и юридических доводов и ссылок.
Но, дело в том, что к процессу рождения государства, обе эти науки
имеют весьма отдалённое отношение.
Что касается истории, то, ссылками на неё, в современной международной
политике пользуются (причём, довольно редко) только в тех случаях,
когда нужно дополнительно закрепить уже завоёванные позиции. Выйти
на новые политические рубежи, с помощью ссылок на историю невозможно,
т. к. сегодня с нею мало кто считается, и при формировании политики,
практически не принимают во внимание.
Общеизвестно, что история это наука о прошлом, причём далеко не точная.
Во многих случаях, она состоит из мифов, созданных в разные времена
и разными авторами. Да и начиналась история, как наука, с мифов. Так,
во всяком случае, утверждал её основоположник Геродот.
Часто, один и тот же исторический факт, разными сторонами трактуется
совершенно по-разному, - в зависимости от конъюнктурных требований.
Причём, каждая сторона, абсолютно убеждена в своей правоте.
История не объясняет настоящего, а тем более будущее, но, может помочь
избежать ошибок.
Она, как понравившийся в дороге пейзаж, на который можно оглянуться,
чтоб полюбоваться им какое-то мгновение, и, запечатлеть в памяти под
другим пространственно-временным ракурсом. Но, двигаться вперёд, сделав
её путеводной звездой, занятие бесперспективное и небезопасное.
При создании государства, столь же неактуальны сегодня и ссылки на
юриспруденцию.
Дело в том, что, международное право, как и история, не имеет прямого
отношения к процессу рождения (подч. авт) государства. Право вступает
в силу постфактум, т. е. на момент признания факта рождения государства.
Это, как при рождении ребёнка, право вступает в силу после рождения,
т. е. при выдаче свидетельства о факте рождения.
И, тем не менее, в борьбе за суверенитет, ни историю, ни право, нельзя
сбрасывать со счетов. Им обязательно должна быть отведена определённая,
вспомогательная роль.
В 21-м веке, в международной политике, в расчёт принимается лишь ситуация
существующая на момент принятия политических решений.. В таких условиях,
сливки политических дивидендов снимают те, кто способен в предельно
сжатые сроки принимать решения и так же быстро их реализовывать. Сегодня,
слагаемыми успеха в достижении политических результатов стали - уровень
информированности, скорость принятия решений, и политическая воля.
А это как раз, те три компонента, дефицит которых остро ощущается
в абхазском руководстве последние 5-6 лет.
Но, наряду с этим, существует ещё одна проблема, ставшая в буквальном
смысле бедой для народа Абхазии.
Дело в том, что, наши политики, не допускают даже мысли о том, что,
существуют какие-то иные, неведомые им пути достижения цели. Подобно
слепцу, который, упершись в стену, стал убеждать всех, что путь тут
и заканчивается, они уже восемь лет стоят неподвижно на одной позиции,
не ведая иного пути. А они есть. Нужно просто уметь разглядеть их
и правильно ими воспользоваться.
*****
Существует целый ряд обстоятельств и путей ведущих к признанию суверенитета
Абхазии, или на первых порах, хотя бы приблизиться к нему.
Все последние годы, в международной политической жизни, неоднократно
возникали прецеденты благоприятствующие этому, и которыми руководство
Абхазии обязано было воспользоваться. Как пример, обратимся к процессам,
происходящим в Югославской провинции Косово.
Принимая решения определяющие будущее Косово, международное сообщество,
приняло во внимание (правда, далеко не в полной мере) уровень враждебности
сложившийся между двумя конфликтующими в регионе этносами - сербами
и албанцами. Он был определён как высокий, не позволяющий албанцам
осуществлять полномасштабное экономическое сотрудничество с титульной
нацией Югославии - сербами и, соответственно с центральными властями
в Белграде. Данное обстоятельство было расценено как фактор препятствующий
полноценному развитию албанцев.
С целью создания албанскому народу нормальных условий развития, Югославскую
территорию Косово, на которой проживают албанцы, официально ввели
в зону действия немецкой марки. Это обстоятельство, автоматически,
с 1 января 2002 года, ввело косоваров в валютную зону эвро. Данное
условие позволило им сформировать независимую от Белграда банковскую
систему, без которой в современных условиях немыслимо нормальное экономическое
развитие. О подобных привилегиях, сама метрополия - Югославия, не
смеет даже мечтать.
Но это ещё не всё.
Албанцам - жителям Косово, были выданы международные паспорта ООН,
позволяющие им практически беспрепятственно передвигаться по миру.
Все эти обстоятельства обеспечили косовским албанцем, независимо от
их статусной неурегулированности, возможность нормально развиваться,
и формировать необходимые для будущего самопровозглашения, государственные
институты. То, что они, в ближайшие годы, невзирая на резолюцию СБ
ООН запрещающую им самопровозглашаться, обретут статус государственности,
мало у кого из серьёзных аналитиков вызывает сомнение. Препятствовать
этому процессу даже великим державам бесперспективно, иррационально
дорого, и вполне может отрицательно сказаться на имидже. А потому,
статус государственности Косова, после его провозглашения, просто
примут как неизбежную данность.
Что здесь наиболее важно для Абхазии? Это то, что в международной
политической практике, впервые, был проведён столь масштабный эксперимент,
и, были созданы следующие прецеденты:
1) вывод конфликтной территории из зоны экономического и политического
влияния центральной власти.
2) выдача международных паспортов населению, проживающему на этноконфликтной
территории, с ещё не урегулированным статусом.
Спрашивается - почему, до сегодняшнего дня, наши руководители не воспользовались
этими обстоятельствами, и не обратились к мировому сообществу с требованием
создания аналогичных условий народу Абхазии? Ведь добиться этого,
намного легче тогда, когда прецедент уже создан. А ему (прецедент),
между прочим, уже более двух лет
*****
Уровень враждебности сложившийся сегодня между грузинами и абхазами,
не позволяет осуществлять экономические контакты, в значимых для государства
объёмах. Это даёт основание руководству Абхазии, ставить перед мировым
сообществом вопрос о временном (до урегулирования взаимоотношении
с Грузией) вводе страны в рублёвую зону, т. к. именно он, является
сегодня основным платежным средством на её территории.
Так же правомерно (по аналогии с Косово), требовать обеспечения населения
Абхазии международными паспортами.
Сегодня, эти требования, уже не являются из ряда вон выходящими, т.
к. прецеденты по ним уже созданы. Теперь нужно правильно сформулировать
свои требования и твёрдо и планомерно их добиваться.
Отказ абхазам в этих требованиях маловероятен, т. к. означал бы открытую
дискриминацию Абхазии и абхазов международно-правовыми организациями,
а это вполне может перерасти в шумный политической скандал. В ООН
совершенно не заинтересован в подобного рода скандалах, и попытаются
его избежать. Сегодняшняя международно-политическая ситуация благоприятствует
тому, чтоб Абхазия выходила к миру с подобными требованиями, и очень
высока вероятность того, что она их добьётся. Важно сделать это вовремя,
т. к. динамика международных политических процессов скоротечна, и
ситуация может также быстро измениться.
В данной статье я указал на некоторые общеизвестные обстоятельства,
сложившиеся в мире, которые, могли бы быть использованы с пользой
для Абхазии.
Но, при более глубоком изучении вопроса "самоопределения наций",
выявляются и другие, не менее весомые, скрытые резервы, которые в
нашем случае, можно было бы использовать как аргументы. Опираясь на
достижения науки последних лет, и правильно прогнозируя тенденцию
развития международных процессов, вполне реально создать новую теорию,
способную в корне перевернуть отношение человечества к процессу рождения
новых государств. Тем более, что это процесс, практически выпал из
поля зрения учённых. Но, об этом мы поговорим в следующей статье.
P. S. Если руководством Абхазии будет принято решение реализовать
вышеописанные предложения, я с готовностью представлю имеющуюся в
моих архивах, систематизированную подборку материалов по косовской
тематике, состоящую из нескольких сот документов, книг, исследовательских
статьей и справочников.
* Условия, без которого не…(непременное условие) Лат.
Анатолий
Отырба
февраль
2002 г.
|
|