Conditio sine qua non*

 

содержание комментарии версия для печати




С первым годом третьего тысячелетия наступила ещё одна знаменательная дата, - десятилетие свободного, плавания Абхазии в океане мировой политики. Именно столько лет прошло с тех пор, как с политической карты Земли исчезла надпись "СССР".
Всё это время, несмотря на политическое и силовое давление, оказываемое на Абхазию с разных сторон, её фактическая свобода не подвергается сомнению. Она обеспечивается единодушием народа в его стремлении к свободе, и его готовностью до конца сражаться за неё с оружием в руках. Значительно хуже обстоит дело, с политической составляющей обеспечения её свободы. Вот об этом мы и поговорим сегодня.


*****
Как известно, для достижения политических целей, основным оружием политиков является слово, т. е. - аргументы и доводы. Оба этих определения имеют качественный критерий оценки, - "слабый - сильный". Их качеством, и определяется уровень профессионализма тех, кто по роду своей деятельности пользуется ими как рабочим инструментом. Речь идёт о политиках.

К сожалению, отсутствие результатов во внешней политике Абхазии, предопределившее сегодняшнее положение страны - изоляцию от внешнего мира и отстранение от общемирового процесса развития, во многом объясняются слабостью аргументов используемых её политиками.

Но, что явилось причиной столь явного дисбаланса - полного успеха в силовой сфере и абсолютно провального в политической? Почему, Абхазия, уже восемь лет являясь фактически свободной, обладая всеми необходимыми государственными институтами и атрибутами власти, не может добиться международного признания своего суверенитета? Это ещё один вопрос, который нельзя и далее оставлять без ответа, и на который мы попытаемся найти ответ сегодня.


*****
На мой взгляд, последнее десятилетие, существование Абхазии, как территориально - государственного образования, обеспечивалось в силу целого ряда благоприятных стечении обстоятельств, а так же геополитическими факторами регионального и глобального уровней.
Причиной номер один предопределившей кроме всего прочего, так же и российский военно-политический протекционизм Абхазии, является то, что она расположена в геополитически жизненно важной для России зоне.
Второе, - истерично-иррациональная и недальновидная антироссийская политика проводимая сегодняшним военно-политическим противником Абхазии - правящим в Грузии режимом Шеварднадзе.
Третье, - вполне обоснованное опасение России, что в случае её полного ухода, из Абхазии, военные базы находящиеся на её территории попадут в пользование НАТО.
Четвёртое, - близость этих баз к российским границам, а также, к единственному субтропическому курорту России - городу Сочи, к слову сказать, несущего колоссальные убытки по причине нестабильности в приграничной Абхазии.
Перечисленные причины столь весомы, что не позволяют России игнорировать их, и, политика проводимая ею в этом регионе абсолютно адекватна, и, диктуется необходимостью обеспечения её собственной безопасности.
И, наконец последняя, но, самая важная причина, это - ставший уже легендой героизм абхазского народа, и его единодушие в стремлений к независимости.


*****
Жажда свободы и способность защитить её, являются весомыми аргументами при попытке создания нового государства. Но, одних их, далеко недостаточно. Они должны быть поддержаны активной политикой опирающейся на убедительные аргументы и доводы. Политика эта должна отличаться гибкостью, чутко реагирующей на любые изменения в международной политической жизни.
Международное сообщество начинает всерьёз относиться к стремлению за независимость только тогда, когда национальные лидеры убедительны при демонстрации самодостаточности территориальной единицы, и умеют убедительно доказывать свою способность создать жизнеспособное государство.
Чтоб убедить мировое сообщество в праве Абхазии на суверенитет, её политикам надо постоянно, - изо дня в день, подтверждать свою политическую состоятельность, проводя политическую компанию, с максимальной концентрацией аргументов и доводов. И, чтоб добиться политической победы, аргументы наших политиков, в большинстве случаев, должны быть весомее и убедительнее доводов противника. Им нужно быть столь убедительными, чтоб ставить оппонентов и посредников в условия, когда они не смогут не признавать нашу правоту.


*****
Фортуна пока ещё улыбается Абхазии. Видимо, Бог всё же на её стороне правды, и поэтому оберегает ёё.
Столь кризисный период её истории совпал со временем, когда международно-правовые отношения претерпевают фундаментальные изменения, обретая новые формы, меняя даже свои базисные ценности. Но, время это, можно так же назвать и временем неопределённости и всемирной смуты. В такой ситуации, особую значимость обретают оригинальность мышления, уровень информированности, и, способность быстро находить нестандартные решения в нештатных ситуациях. Без этих качеств, топтание на месте гарантировано. Столь категоричное утверждение основывается на моём глубоком убеждении в том, что качество политики демонстрируемое руководителями Абхазии, и их невнятные аргументы, никогда не приведут к желаемой цели.
Понятно, что они действуют, как умеют. Как говориться - выше головы не прыгнешь. Но, народу Абхазии от этого не легче. Ему нужны не аргументы, оправдывающие отсутствие результата, а сам результат.
С тех пор, как восемь лет назад, наши политики, озвучили стратегическую цель - выход из состава Грузии, и создание суверенного государства - Республику Абхазия, они ни на шаг не продвинулись к ней. Все эти годы, демонстрируя свою абсолютную беспомощность, они в растерянности топчутся на месте. Но, вместе с ними, в этой чрезмерно затянувшейся стадии ожидания находиться и весь народ Абхазии. Но, как долго это может длиться? У всего на свете есть конец. Когда нибудь и эта статичная ситуация примет динамичный характер. Вопрос только какой, и как завершиться?
Восьмилетняя бесплодность убедительно доказывает необходимость смены тактики, и, не исключено, что требует корректировки и сама стратегия. Но, это должны уже делать другие люди, мыслящие более масштабными категориями, т. к. нынешние политики, более чем убедительно, доказали свою неспособность изменить ситуацию.
В своих редких и робких попытках убедить мировое сообщество признать суверенитет Абхазии, наши политики, в силу всем понятных причин, никогда не выходили за рамки исторических и юридических доводов и ссылок. Но, дело в том, что к процессу рождения государства, обе эти науки имеют весьма отдалённое отношение.
Что касается истории, то, ссылками на неё, в современной международной политике пользуются (причём, довольно редко) только в тех случаях, когда нужно дополнительно закрепить уже завоёванные позиции. Выйти на новые политические рубежи, с помощью ссылок на историю невозможно, т. к. сегодня с нею мало кто считается, и при формировании политики, практически не принимают во внимание.
Общеизвестно, что история это наука о прошлом, причём далеко не точная. Во многих случаях, она состоит из мифов, созданных в разные времена и разными авторами. Да и начиналась история, как наука, с мифов. Так, во всяком случае, утверждал её основоположник Геродот.
Часто, один и тот же исторический факт, разными сторонами трактуется совершенно по-разному, - в зависимости от конъюнктурных требований. Причём, каждая сторона, абсолютно убеждена в своей правоте.
История не объясняет настоящего, а тем более будущее, но, может помочь избежать ошибок.
Она, как понравившийся в дороге пейзаж, на который можно оглянуться, чтоб полюбоваться им какое-то мгновение, и, запечатлеть в памяти под другим пространственно-временным ракурсом. Но, двигаться вперёд, сделав её путеводной звездой, занятие бесперспективное и небезопасное.
При создании государства, столь же неактуальны сегодня и ссылки на юриспруденцию.
Дело в том, что, международное право, как и история, не имеет прямого отношения к процессу рождения (подч. авт) государства. Право вступает в силу постфактум, т. е. на момент признания факта рождения государства. Это, как при рождении ребёнка, право вступает в силу после рождения, т. е. при выдаче свидетельства о факте рождения.
И, тем не менее, в борьбе за суверенитет, ни историю, ни право, нельзя сбрасывать со счетов. Им обязательно должна быть отведена определённая, вспомогательная роль.
В 21-м веке, в международной политике, в расчёт принимается лишь ситуация существующая на момент принятия политических решений.. В таких условиях, сливки политических дивидендов снимают те, кто способен в предельно сжатые сроки принимать решения и так же быстро их реализовывать. Сегодня, слагаемыми успеха в достижении политических результатов стали - уровень информированности, скорость принятия решений, и политическая воля. А это как раз, те три компонента, дефицит которых остро ощущается в абхазском руководстве последние 5-6 лет.
Но, наряду с этим, существует ещё одна проблема, ставшая в буквальном смысле бедой для народа Абхазии.
Дело в том, что, наши политики, не допускают даже мысли о том, что, существуют какие-то иные, неведомые им пути достижения цели. Подобно слепцу, который, упершись в стену, стал убеждать всех, что путь тут и заканчивается, они уже восемь лет стоят неподвижно на одной позиции, не ведая иного пути. А они есть. Нужно просто уметь разглядеть их и правильно ими воспользоваться.


*****
Существует целый ряд обстоятельств и путей ведущих к признанию суверенитета Абхазии, или на первых порах, хотя бы приблизиться к нему.
Все последние годы, в международной политической жизни, неоднократно возникали прецеденты благоприятствующие этому, и которыми руководство Абхазии обязано было воспользоваться. Как пример, обратимся к процессам, происходящим в Югославской провинции Косово.
Принимая решения определяющие будущее Косово, международное сообщество, приняло во внимание (правда, далеко не в полной мере) уровень враждебности сложившийся между двумя конфликтующими в регионе этносами - сербами и албанцами. Он был определён как высокий, не позволяющий албанцам осуществлять полномасштабное экономическое сотрудничество с титульной нацией Югославии - сербами и, соответственно с центральными властями в Белграде. Данное обстоятельство было расценено как фактор препятствующий полноценному развитию албанцев.
С целью создания албанскому народу нормальных условий развития, Югославскую территорию Косово, на которой проживают албанцы, официально ввели в зону действия немецкой марки. Это обстоятельство, автоматически, с 1 января 2002 года, ввело косоваров в валютную зону эвро. Данное условие позволило им сформировать независимую от Белграда банковскую систему, без которой в современных условиях немыслимо нормальное экономическое развитие. О подобных привилегиях, сама метрополия - Югославия, не смеет даже мечтать.
Но это ещё не всё.
Албанцам - жителям Косово, были выданы международные паспорта ООН, позволяющие им практически беспрепятственно передвигаться по миру.
Все эти обстоятельства обеспечили косовским албанцем, независимо от их статусной неурегулированности, возможность нормально развиваться, и формировать необходимые для будущего самопровозглашения, государственные институты. То, что они, в ближайшие годы, невзирая на резолюцию СБ ООН запрещающую им самопровозглашаться, обретут статус государственности, мало у кого из серьёзных аналитиков вызывает сомнение. Препятствовать этому процессу даже великим державам бесперспективно, иррационально дорого, и вполне может отрицательно сказаться на имидже. А потому, статус государственности Косова, после его провозглашения, просто примут как неизбежную данность.
Что здесь наиболее важно для Абхазии? Это то, что в международной политической практике, впервые, был проведён столь масштабный эксперимент, и, были созданы следующие прецеденты:
1) вывод конфликтной территории из зоны экономического и политического влияния центральной власти.
2) выдача международных паспортов населению, проживающему на этноконфликтной территории, с ещё не урегулированным статусом.
Спрашивается - почему, до сегодняшнего дня, наши руководители не воспользовались этими обстоятельствами, и не обратились к мировому сообществу с требованием создания аналогичных условий народу Абхазии? Ведь добиться этого, намного легче тогда, когда прецедент уже создан. А ему (прецедент), между прочим, уже более двух лет


*****
Уровень враждебности сложившийся сегодня между грузинами и абхазами, не позволяет осуществлять экономические контакты, в значимых для государства объёмах. Это даёт основание руководству Абхазии, ставить перед мировым сообществом вопрос о временном (до урегулирования взаимоотношении с Грузией) вводе страны в рублёвую зону, т. к. именно он, является сегодня основным платежным средством на её территории.
Так же правомерно (по аналогии с Косово), требовать обеспечения населения Абхазии международными паспортами.
Сегодня, эти требования, уже не являются из ряда вон выходящими, т. к. прецеденты по ним уже созданы. Теперь нужно правильно сформулировать свои требования и твёрдо и планомерно их добиваться.
Отказ абхазам в этих требованиях маловероятен, т. к. означал бы открытую дискриминацию Абхазии и абхазов международно-правовыми организациями, а это вполне может перерасти в шумный политической скандал. В ООН совершенно не заинтересован в подобного рода скандалах, и попытаются его избежать. Сегодняшняя международно-политическая ситуация благоприятствует тому, чтоб Абхазия выходила к миру с подобными требованиями, и очень высока вероятность того, что она их добьётся. Важно сделать это вовремя, т. к. динамика международных политических процессов скоротечна, и ситуация может также быстро измениться.

В данной статье я указал на некоторые общеизвестные обстоятельства, сложившиеся в мире, которые, могли бы быть использованы с пользой для Абхазии.
Но, при более глубоком изучении вопроса "самоопределения наций", выявляются и другие, не менее весомые, скрытые резервы, которые в нашем случае, можно было бы использовать как аргументы. Опираясь на достижения науки последних лет, и правильно прогнозируя тенденцию развития международных процессов, вполне реально создать новую теорию, способную в корне перевернуть отношение человечества к процессу рождения новых государств. Тем более, что это процесс, практически выпал из поля зрения учённых. Но, об этом мы поговорим в следующей статье.

P. S. Если руководством Абхазии будет принято решение реализовать вышеописанные предложения, я с готовностью представлю имеющуюся в моих архивах, систематизированную подборку материалов по косовской тематике, состоящую из нескольких сот документов, книг, исследовательских статьей и справочников.

* Условия, без которого не…(непременное условие) Лат.


Анатолий Отырба
февраль 2002 г.

Hosted by uCoz