ВСЁ РАВНО ПРИДЁТСЯ СКАЗАТЬ ПРАВДУ

 

содержание комментарии версия для печати




Моя позиция по основным государственным вопросам

О народе и абхазской государственности
Жизнь наций длится века, и практически все они, в процессе своего развития, время от времени попадают в полосы кризиса. Одни выходят из них окрепшими, обретя дополнительную уверенность, другие же, наоборот, - не сумев справиться с ними, навеки уходят в небытие, порой оставив в память о себе лишь несколько строк в мировой истории.
Абхазы не исключение. В их многовековой истории тоже были периоды, когда судьба их висела на волоске. Достаточно, в этой связи вспомнить мохаджирство и войну 1992 - 93 годов. Это были годы острых кризисов, но, и сегодняшнее положение Абхазии не даёт поводов для спокойствия и благодушия.
Страна уже десять лет пребывает в состоянии перманентного кризиса, который, неотвратимо приближается к своей пиковой фазе. Пик наступит в тот день, когда будет определяться окончательная судьба абхазской государственности и судьба народа.
Но, уже сегодня кризис подвёл абхазов к той черте, когда перед ним совершенно отчётливо встал вопрос - "быть, или не быть"?
Для абхазов наступил "момент истины".
Состояние неопределённости, в котором пребывает страна, в связи со статусной неурегулированностью, не будет длиться вечно. Очень скоро (по историческим меркам) наступит развязка. Но,- какая? Кто и как сформирует будущее Абхазии? Абхазы сами определят свою судьбу, или кто то другой продиктует им условия будущей жизни? От ответов на эти вопросы и зависит, - сохранится Абхазия на карте Земли как государственное образование, или значение топонима "Абхазия" из этнополитической категории трансформируется в географическую.
Но, беспокоит не только судьба государственности, но и судьба народа, который уже десять лет живёт под дамокловым мечом угрозы геноцида. Опасность эта чрезмерно затянулась, и главное, - ей не видно конца. Во избежание трагедии, нужно выяснить причины затянувшегося кризиса, - они находятся вне Абхазии, или же у них есть и домашние корни? На эти, и многие другие судьбоносные для страны вопросы я и намерен дать свои ответы и объяснения.

О необходимости создания полноценного государства.
Начать эту главу я думаю нужно с постановки главного вопроса и ответа на него. Вопрос звучит следующим образом, - что нужно сделать абхазам, чтоб, ликвидировать грузинскую опасность и остаться жить навека?
Ответ "прост", - создать полноценное государство.
Современная международно-политическая система устроена таким образом, что при отсутствии статуса великой державы и ядерного аргумента, единственным механизмом обеспечения безопасности для народа остаётся его общепризнанный статус государственности.
Следовательно, наиболее эффективным способом обеспечения безопасности абхазского народа является достижение Абхазией международного признания своей государственности. Это значит, что в ближайшие годы абхазам предстоит достичь международного признания своей государственности. Не достичь этого, они просто не имеют права, поскольку альтернативой признанию является лищь возвращение под колониальный гнёт Грузии.
Но, надо признать, что создание государства, это самое сложное из всех существующих на земле дел. Ведь государство, - это самое грандиозное рукотворное творение человеческого гения, самое великое создание из всех, что, когда-либо создавалось человечеством. Не секрет, что о собственном государстве безуспешно мечтают тысячи народностей населяющих Землю, и большинство из них никогда его не будут иметь, поскольку обладание государством, это удел избранных, наиболее развитых наций.
Создание государства требует предельной концентрации физических, эмоциональных и волевых усилий всего народа. Но, помимо перечисленных качеств, для строительства государства в современных условиях существует ещё одно обязательное условие, - высочайший уровень знаний.
На пути к государственности во главе народа должны находиться люди, которые знают почти все дороги ведущие к нему, которые чётко представляют себе весь перечень мер необходимых для его достижения и способны эти меры реализовать. Ведь этим людям предстоит убедить весь мир в праве своего народа на свободу, для чего им предстоит заставить мир слушать себя.
Для того, чтоб убедить мировую общественность признать абхазскую государственность, недостаточно одноразового, декларативного позиционирования (самопровозглашения). Позицию нужно детально обосновать и систематически подтверждать.
Но, способна ли нынешняя власть Абхазии к решению столь сложных задач? Способно ли оно создать полноценное государство? Я думаю, лучшим ответом являются десять безрезультатно прошедших лет.
После всестороннего изучения причин застоя в продвижении Абхазии к государственности, я пришел к определённым выводам. Во первых, - что её высшие руководители не осознают важности обретения статуса государственности, и потому, не уделяют ему должного внимания. Во вторых, - что они плохо представляют себе степень сложности его достижения и полагают, что государственность придёт к ним сама по себе. В дальнейшем, в результате более углублённого анализа, я пришел к ещё более определённым и безрадостным выводам, о которых я и поведаю далее.

Политические потуги абхазских политиков совершенно неадекватны стоящей перед ними задаче. Продекларировав свою государственность, они уже много лет не предпринимают необходимых мер направленных на его достижение. Почему? Ответы могут быть следующие, - власть, или не намерена строить государство, или она не способна его построить. Правда, есть ещё один, более вероятный вариант.
На каком то этапе, истощив все свои ресурсы, высшее руководство поняло, что оно не способно создать государство. Желая сохранить власть и привилегированное положение, она в декларативной форме время от времени озвучивает стратегическую задачу, но основное свое усилие оно сосредоточило на удержании власти и извлечении из своего положения максимальной выгоды для себя. Сменив задачу, - создание государства, и лишь изредка декларируя её для успокоения народа, власть занялась самообогащением. Произошло это потому, что интеллектуальная слабость власти породила политическое бессилие и оно, в совокупности с бессовестностью привела к предательству интересов народа и государства.

Государственность никому и никогда не давалась легко. Все кто обладает ею, достигли её ценой огромной концентрации коллективных усилий, зачастую преодолевая мощнейшее сопротивление. И если абхазским политикам не удаётся преодолеть сопротивление, оказываемое противниками абхазской государственности, то это означает, что усилий предпринимаемых ими, недостаточно. Это значит, что, то нужно что-то менять, - то ли методы достижения цели (тактику), то ли состав исполнителей. А возможно, и то и другое.
В чём бы то ни было, будь то спорт, война или политика, успеха, добиваются лишь те, кто способен преодолеть сопротивление. А вот найти, и правильно оценить лучших, кому предстоит его преодолеть, это уже задача тех, кто определяет задачу, - командующих, главных тренеров и политических руководителей.
На политическом этапе пути нации к государственности, в её авангарде (правительстве) должны находиться её лучшие представители, интеллектуальная элита, поскольку именно им предстоит формировать и реализовывать политические проекты.. Но, лучшие ли сыны народа сегодня в авангарде? Отвечает ли качество правительства задаче? Можно ли усилить его, если да, то за счёт чего?


Правительство, как известно, формируют высшие руководители. От их способности правильно оценить каждого, кто вводится в состав правительства, зависит эффективность этого органа, а способность отбирать лучших, является одним из основных критериев оценки деятельности высших руководителей. Но, какие качество они должны более всего ценить в членах правительства? Мне думается, что это должен быть высокий профессионализм, т. е., знания.
Но, знания, являющиеся основой профессионализма, не поддаются точной оценке. Их нельзя измерить линейкой, градусником, или стаканом. Оценить (причём, весьма приблизительно) их можно лишь аналогичным или превосходящим уровнем знаний, и получается так, что качество правительства зависит от уровня интеллекта тех, кто его формирует. Если их знания не фундаментальны, то правительство будет не эффективным, и вероятность успеха в столь сложном деле как создание государства, практически будет сведено на нет.
Но, обладают ли те, кто формируют абхазское правительство тем необходимым уровнем? Ответом могут быть их успехи в государственном строительстве.
Тогда вполне правомерен вопрос, - а разумно ли требовать от власти испытывающей дефицит знаний, достижения государственности? Конечно же, нет. С таким же успехом от неё можно требовать и победы на следующем чемпионате мира по футболу.
Тогда сам собою напрашивается следующий вопрос, - а нужна ли нам вообще такая власть?

Нынешняя власть сделала всё, или почти всё, что было в её силах, и надо отдать ей должное - сделала она немало. Под её руководством была одержана победа в войне, в которой решалась судьба народа и государства, и она довела страну до нынешнего политического состояния. Но, исчерпав свои ресурсы, она остановилась в шаге от достижения статуса государственности, и за девять последних лет совершенно не продвинулась к нему. Более того, за это время сданы многие, ранее завоёванные политические позиции.
Но, важен не старт, а результат, показанный на финише. А финиша нет.
И наверное, пришло ставить вопросы в более жесткой форме. - Почему, Абхазия, преодолев наиболее опасные этапы на пути к государственности, за 10 последних лет не продвинулась к нему ни на шаг? И почему действия её политиков неадекватны задаче стоящей перед ними? Попробуем в этом разобраться.

Последний, оставшийся на пути к абхазской государственности этап, - достижение международного признания, существенно отличается от предыдущих.
Все предыдущие фазы были по большей части военными, и носили силовой, разрушительный характер. Эта же фаза политическая, сугубо созидательная, где основным аргументом является уже не калибр оружия, а весомость и обоснованность доводов.
Достижение международного признания, - это процесс высшей степени сложности, и заключается он в умении обосновывать и отстаивать в интеллектуальной дуэли с оппонентами претензии нации на государственность. Эти обоснования не должны ограничиваться историко-правовыми рамками. Более того, история и право, в политическом споре не являются весомыми аргументами и определяющим фактором, поскольку политика строится не на основе права и исторического прошлого, а исходя из реально существующей ситуации. Право (законы), как известно, регулярно меняется, адаптируясь к требованиям времени. Да и история, как известно, тоже не статична, историческая карта Земли менялись неоднократно.
При обосновании политической позиции, весьма эффективным аргументационным оружием являются ссылки на принцип разумности (целесообразности, рациональности, справедливости.) и нормы этики и морали. Обосновав свои притязания на государственность через призму этих принципов, и подкрепив их историко-правовыми аргументами, можно многократно усилить позицию, и тогда будет намного легче убедить мировое сообщество в своём праве на государственность.
Формирование столь сложносоставной позиции, дело крайне сложное и весьма интеллектуалоёмкое. Те, кому предстоит сформировать такую позицию и реализовывать её, должны обладать знаниями, существенно отличающимися от требований военного времени. Ведь каждому времени и каждому делу, требуются свои, специфические знания.
В подтверждение сказанного, приведу всем известный пример из современной истории.

У многих, ещё свежа в памяти первая чеченская война. Ценой огромных усилий и колоссальных потерь, в 1996 году, Республика Ичкерия, по Хасовюртовскому соглашению, практически добилась от России признания своей независимости. Она получила от России куда больше свободы, чем имеет сегодня Абхазия. И что? А ничего. Она продемонстрировала миру лишь свою политическую несостоятельность и полную неспособность к созданию института государственности.
Её военные лидеры Масхадов и Басаев, сохранив за собой власть и в мирное время, не сумели направить развитие страны в конструктивное русло. Причина была в том, что и Масхадов, и Басаев, люди с военной психологией и теми же знаниями, прекрасно умеющие воевать, но не умеющие созидать. Им не хватило мудрости и ответственности, чтоб передать бразды правления в руки людей мирных профессий. Свои личные интересы и амбиции они поставили выше интересов нации, и в результате произошло то, что и должно было произойти.
Их искаженное восприятие политической реальности привело к не спровоцированному, и с политической точки зрения неоправданному вооруженному вторжению в Дагестан.
Ответ России был вполне предсказуем и адекватен. Результат, - тысячи жертв и потеря всех, - как военных так и политических завоеваний.
Выводы. На каждом этапе развития нации, её должны возглавлять люди, качества и знания которых соответствуют требованиям именно этого времени.

О странностях абхазской политики.
Слава богу, положение Абхазии сегодня немного лучше, чем положение Чечни, но, нет гарантий, что завтра оно не ухудшиться. Пассивность власти углубляет кризис, усиливая опасность нависающую над народом. Никто во власти системно не занимается формированием стратегически ориентированной, полноценной политики. Лишь от случая к случаю, в пожарном порядке, осуществляются отдельные, невзаимосвязанные действия и совершенно оторванные от политических реалии заявления. Отсутствие чёткой политической программы, бессистемный, импульсивно-хаотичный характер формирования и ведения политики вызывает более чем обоснованное беспокойство.
В наиболее плачевном состоянии находиться внешняя политика. Складывается впечатление, что никто и никогда не ставил перед внешнеполитическим ведомством никаких задач, настолько размыты его действия. О создании и реализации сложных, совместных с кем-либо политических проектов, нет даже и речи. А ведь именно то этого ведомства в основном и зависит достижение международного признания Абхазии.
В последние годы, в мире произошло огромное количество событии, так или иначе коснувшихся Абхазии, и на которые её политики обязаны были отреагировать и извлечь политическую выгоду. Но, - ни реакции, ни дивидендов.
Вспомним, сколь высок был политический авторитет Абхазии в первые послевоенные годы. Мир был восхищён героизмом абхазов в войне, и это выражалось в глубоко уважительном отношений к её политикам. Для них всегда были открыты двери важнейших международных организаций и кабинеты влиятельнейших политических деятелей мира. Женева, Нью-Йорк, Москва - Кремль…И где всё это теперь?
Мир долго и терпеливо ждал от абхазских политиков дипломатической активности и политической конструктивности, но, так и не дождался. В результате произошло то, что не могло не произойти, - началось падение авторитета Абхазии на международной политической арене.
Если в первые послевоенные годы, Абхазия участвовала в переговорном процессе как полноправный субъект, с авторитетом которого считались все участники процесса, то, сегодня её роль, практически сведена к роли переговорного объекта.
Авторитет страны, завоёванный ценой огромных усилий был бездарно утерян, и сегодня он находится на предельно низком уровне, и, что особо прискорбно, не предпринимаются меры по его восстановление.
Да, что там реноме. Практически вся внешнеполитическая деятельность, является лишь её имитацией. Один из ярких примеров такой деятельности, - пресловутое "ассоциированное членства" в Российской Федерации.
Любой, мало-мальски осведомлённый о механизмах функционирования международной политики знает, что подобное предложение грубо нарушает все международно-политические нормы и обычаи. Оно настолько оторвано от политической реальности и нереализуемо, что те, к кому оно обращено, даже не рассматривают его. Именно потому, российская сторона, на том уровне, к которому было обращено это предложение, никак не отреагировала на него и, никогда не отреагирует.
Прошло уже полтора года, а абхазские политики всё ждут. Спрашивается, - а сколько ждать ещё? Не может же ожидание длиться вечно, и бесконечно проводить внешнюю политику страны по принципу "сиди и жди". Совершенно очевидно, что подобные политические акции абхазских политиков не ориентированы на результат. Тогда, зачем их проводить? Что это, - результат низкой квалификации, или имитация бурной деятельности?
Эти вопросы дают немало пищи для размышлений, а ответы на них дают основание утверждать, что внутри страны существуют силы сознательно имитирующие политическую активность и создающие у народа иллюзию продвижения Абхазии к государственности. Что же это за силы и в чём смысл их действий?

Не секрет, что сегодня, популярность людей возглавляющих страну, мягко говоря - невысок. Эти люди прекрасно знают, что в случае признания абхазской государственности, согласно международно-правовым нормам, в стране нужно будет проводить новые выборы во все органы власти. Эти выборы уже будут проводиться под жестким международным контролем, и использование административного ресурса и бесконтрольный подсчёт голосов избирателей уже будет невозможен. В результате таких выборов, вероятность потери власти у правящего режима резко возрастёт. Единственная возможность для правящего режима гарантированно остаться у власти, это удерживать статус страны в неизменном состоянии. Именно это режим и делает.
Власть, все эти годы лишь имитирует стремление к достижению государственности, на самом же деле, с помощью всевозможных ухищрений всячески уклоняется от него. И до тех пор, пока у власти будет находиться нынешний режим, Абхазия не достигнет статуса государственности.
Трагизм ситуации заключается в том, что её заложником является весь народ и государство, само их существование. Подобное действие нельзя охарактеризовать иначе как предательство в самой изощрённой форме.
Люди, которым народ доверил свою судьбу, ради продления своего пребывания у власти и бесконтрольного доступа к богатствам страны, готовы пожертвовать и народом, и государством. Чем это объяснить? Глупостью? Безответственностью? Алчностью? До какой степени беспринципности нужно дойти, чтоб так поступать со всем своим народом?
Ясно, что дальше так продолжаться не может. Путь Абхазии в будущее лежит через обретение государственности, и потому, народ должен повернуть колёса своей истории в его направлении.

О приватизации Абхазии. (без "в")
Вопрос приватизации, это наиболее деликатная и самая неприятная для меня тема. Я с удовольствием обошёл бы её молчанием, но, не имею права, поскольку её влияние на дальнейшую судьбу народа и государства огромно. Важность вопроса и обязывает меня позиционироваться по отношению к нему.
Отдельные лица, сразу же после войны начали делить между собой Абхазию, и это процесс, приняв ползуче-полулегальную форму продолжается по сегодняшний день. Правда, сегодня он слегка узаконен, невесть откуда взявшимся "Законом о приватизации".
Чтоб ввести народ в заблуждение, эту делёжку, в большинстве случаев называли не приватизацией, а более радостной слуху наивного обывателя формулировкой - "передачей объектов хозяйствования в аренду". Но, что на самом деле прячется за этой формулировкой? А вот, что.
Незаметно, без лишнего шума, все лучшие объекты страны под видом аренды, поделили между собой несколько близких к власти лиц. Арендная плата более чем смехотворна и назначается по усмотрению чиновника (или того, кто этого чиновника назначил), и неизвестно, каким образом исчисляется. Ни процедуры, ни методы начисления законом не предусмотрены, всё на усмотрение чиновников и для их пользы. Ни государству ни народу пользы от этой аренды никакой. Но, хитрость кроется не только в этом.
Аренда сроком более чем в 10 лет, есть ничто иное, как скрытая форма приватизации, в Абхазии же, сроки аренды доходят до 50 лет.
Но, и глупцу понятно, что к концу этого полувекового срока "аренды", в живых уже не будет ни большинства из тех, кому эти объекты передавались, и большинства тех, кто их передал. К тому времени, уже и спросить будет не с кого. Через 50 лет этими объектами будут пользоваться уже дети или даже внуки "арендаторов", давно психологически свыкшиеся с ними как со своей собственностью.
Приватизация в Абхазии ещё как бы и не начиналась, а ничего представляющего интерес у государства уже не осталось. Ведь наибольший интерес представляют не сами здания и сооружения, - сегодня они есть, а завтра разрушились, - и нет. Гораздо привлекательнее земли, на которых они расположены. Именно земля, являясь вечной ценностью, и представляет особый экономический интерес.
Лучшие земли страны находящиеся в наиболее престижных местах, практически даром достались ограниченному кругу лиц. А представляете, как возрастёт их стоимость, когда Абхазия будет признана суверенным государством? - В сотни, а возможно и в тысячи раз. Спрашивается, справедливо ли это? А не обманут ли абхазский народ? Второй приватизации как известно не будет, как распределятся сейчас богатства, так навеки оно и останется. А потому, давайте взглянем на это процесс с точки зрения разумности и справедливости.
Богатства Абхазии формировались тысячелетия, и сотни поколений абхазов, всё это время участвовали в этом процессе. Несметное количество наших предков отдали свои жизни, защищая земли Родины от чужеземных захватчиков. Защищая их, сложили свои головы и тысячи жертв последней войны. Спрашивается, - для чего? Для того, чтоб эти земли достались кучке доморощенных захватчиков?
В создании богатства Абхазии, пусть косвенно, но, участвовали все без исключения абхазы, поскольку, предки каждого из них были участниками этого процесса. А потому, сегодня, каждый абхаз, где бы он не находился, а так же каждый житель Абхазии принявший её гражданство, имеют полное право претендовать на свою, равную со всеми, долю национального богатства. Это означает, что каждый гражданин страны должен получить бесплатно свою часть её богатств.
Приватизация общенародного богатства, - это событие не имеющее аналогов в истории Абхазии. И потому, его нельзя проводить в спешке, и решение о том, как проводить её, должно приниматься не в узком кругу, на междусобойчике, а открыто и гласно, с учётом интересов всех граждан страны и всех выдвинутых предложений. Решение о том как, и по какой схеме проводить приватизацию, должно быть принято даже не в парламенте, поскольку его кругу слишком ограничен, а путём всенародного референдума.
Действующий сегодня закон о приватизации размыт, и в нём нет чётко прописных процедурных норм. Его туманность и расплывчатость выгодна исключительно руководству и чиновничеству, проводящих его по своему усмотрению, и превративших приватизацию в бездонную кормушку. Закон сырой, плохо проработан и, главное несправедлив. И потому, я сегодня обращаюсь к Парламенту Абхазии с призывом, - срочно приостановить действие "Закона о приватизации" и приступить к созданию нового, более качественного закона. Параллельно с подготовкой закона провести ревизию всех договоров, по которым была роздана народная собственность, и денонсировать те, что не отвечают интересам народа и государства.
В обязательном порядке, к разработке нового закона привлечь лучшие интеллектуальные ресурсы страны, а так же всех, наиболее уважаемых граждан старшего поколения. Это позволит учесть особенности национального менталитета и мнения рядовых граждан страны. Даже процесс создания "Закона о приватизации" должен проходить гласно и под жестким общественным контролем.
Чтоб не быть голословным ура-патриотом, я, так же готов внести и свой посильный вклад в это дело, и готов вынести на всенародное обсуждение и свою концепцию приватизации.
Если передел народной собственности пройдёт по сценарию власти и народ окажется обделённым то, Абхазия на многие годы превратится в общество расколотое по имущественному признаку, в котором пропасть между нищетой и богатством будет бездонной. Это обесценит любые экономические реформы, придаст им вялотекущий характер, и на долгие годы затормозит развитие страны.

О СМЕНЕ ВЛАСТИ.
Правящий режим страшен не только и не столько своей беспринципностью и алчностью, сколько своей несменяемостью.
Узурпировав все институты власти, он создал себе условия позволяющие ему на неопределённо долгий срок удерживать рычаги власти. Захватив власть и создав себе комфортные условия несменяемости, клан практически устранилась от своей прямой обязанности, - управлению страной, зато, с неудержимой энергией принялся активно повышать благосостояние своих членов. Народ же, забытый и брошенный на произвол судьбы, вынужден заниматься обеспечением своего физического выживания. О планомерном, цивилизованном развитии страны нет даже и речи.
А Конституции Абхазии гласит, что именно он - народ и есть хозяин страны, и что именно он является основным источником власти. А те, кто именуются властью, это нанятые им менеджеры, которым вменено в взявшие на себя определённые обязательства перед ним. Далее, конституция гласит, что в случае, если эти менеджеры не справляются со взятыми обязательствами, то, они должны сложить с себя бремя власти. На случай их несогласия, в Конституции предусмотрена статья 17, согласно которой народ имеет право в протестной форме потребовать их отставки. Коротко, это укладывается в следующую формулу, - "хозяин страны народ, - власть, слуга народа".
.В Абхазии же всё наоборот, - народ поставлен в услужение власти.
Естественно, что так долго продолжаться не может. Рано или поздно народ начнёт наводить порядок во власти. Власть, конечно же, попытается этому противиться, и её чрезмерные усилия могут спровоцировать эффект резины, - чем дольше держишь растягивая, тем сильнее бьет когда рвётся.
В противостоянии народа и власти, победу, как это всегда и происходит, одержит народ. Но, чем больше будет противиться власть воле народа, тем дороже ей придётся заплатить.
Анализируя ситуацию, глядя как в Абхазии развиваются отношения власти и народа, можно с большой долей уверенности прогнозировать, что смена власти произойдёт в результате народного протеста. Просто власть не оставила народу другого выбора.
Чтоб продлить своё существование, правящий клан конечно же попытается передать бразды правления страной в руки своего ставленника. Для этого, они всё оставшееся до выборов время будут лезть из кожи вон, демонстрируя народу свою любовь и преданность. Ради этого они даже пойдут на дополнительные расходы, повысят пенсии и зарплаты бюджетникам, осуществят ещё несколько популистских акции, но, всё это будут леденцы и стеклянные бусы. Коренных изменений в жизни народа с приходом их нового ставленника все равно не произойдёт. Спрашивается, если среди членов правящего клана есть люди способные осуществить масштабные политические перемены, то, почему они их не осуществляют сегодня?


Кто поведёт Абхазию в будущее?
Всё в жизни когда-то кончается. Скоро завершится срок правления президента Ардзинба и народу нужно будет избрать себе нового лидера.
Выборы лидера, это всегда важный этап в жизни любого народа, а значение выборов лидере в период кризиса возрастает многократно.
День выборов нового президента Абхазии может стать решающим днём в жизни абхазского народа. Ведь в годы правления того, кого он изберёт в это день, абхазам предстоит или обрести государственность, или вернуться в состав Грузии. Третьего пути нет.
И потому, очень важно, чтоб будущий лидер оказался человеком, в полной мере осознающим бремя ответственности, которое ложится на него на этом судьбоносном этапе.
Но, время накладывает повышенную ответственность не только на него, но и на народ. Если народ желает изменить своё положение, то он ни в коем случае не должен пускать следующие выборы главы Абхазии на самотёк, отдав его на откуп власти. Он должен подойти к ним с полной ответственностью, и избрать того, кто будет не царствовать, а управлять, кто понимает, что власть даёт не только права, но и накладывает обязательства.
В своём нынешнем положении, народ Абхазии не имеет права на ошибку, и выбирать себе лидера по принципу "хороший парень, красиво говорит тосты", или ""он мой родственник, авось вытянет". В ситуации, когда решается судьба народа, выбирать нужно будет по профессиональным качествам, и такого, чья жизненная позиция давно известна и репутация которого не вызывает сомнений.

Много больших и трудных дел лежит на пути будущего лидера Абхазии. Ему предстоит сформировать в стране новое общество, мыслящее в духе стремительно меняющегося времени. Осуществить тектонические сдвиги в сознании людей, изжить и вытравить из сознания людей многие отжившие свой век обычаи и традиции, препятствующие полноценному развитию общества. Взамен устаревших нравов, ему предстоит сформировать новые формы общественных отношении основанные на высших культурно-этических достижениях человечества.
Ему предстоит осуществить фундаментальные преобразования в социально-экономической сфере, вернуть людям чувство уверенности которое было присущее им в первые послевоенные годы. Он должен зарядить народ оптимизмом, чтоб он воспрянув душой, зажил полноценной жизнью, строя большие и долгосрочные планы.
Ему предстоит заложить основу новой, высокоэффективной экономической системы и интегрировать её в общемировое экономическое пространство, чтоб она заняла в ней вполне достойное место.
Чтоб заряжать народ энергией на свершение великих дел и пробуждать в нём огонь энтузиазма, будущий лидер должен обладать выдающимся ораторским даром. Каждое сказанное им слово должно быть решительным и твёрдым как последний удар молота по шляпке последнего гвоздя вбиваемого в крышку гроба поверженного врага.
Новый лидер должен обладать интеллектом, позволяющим ему мыслить общечеловеческими масштабами и стратегическими категориями. Только в этом случае он сможет вести диалог на равных с главами крупных держав и руководителями международных организаций, а так же, строить с ними совместные планы на равноправных отношениях.
Для будущего лидера нации, высшей ценностью должны быть Родина и народ, и до тех пор, пока он их возглавляет, вся его личная жизнь должна быть подчинена их интересам.
Будущий лидер Абхазии, уже сегодня волей судьбы поставлен перед выбором между двумя крайностями. Или его ждёт судьба могильщика своей страны Милошевича, или он обессмертит себя, повторив судьбу Ли Куан Ю, - создателя маленького как и Абхазия но, выдающегося государства Сингапур, имя которого стало гордостью всего человечества.
Пройдя полный опасности жизненный путь, и героически перенеся все лишения, народ Абхазии заслужил, чтоб его, наконец-то возглавил его лучший сын, или лучшая дочь.
Он заслужил такого лидера, кто придя к власти не только создаст государство, но и придаст его развитию многолетнюю инерцию. Кто уходя, оставит после себя не только большие дела, но и великие мысли которые ещё долго будут служить путеводной звездой для народа, освещая ему путь в будущее.
Такого, кто впишет свое имя в золотой фонд истории человечества, а самое главное, - навеки обессмертит имя Абхазии.

Анатолий Отырба
18.02.2003 г.

Hosted by uCoz